anna_frid (anna_frid) wrote,
anna_frid
anna_frid

Category:

О математическом образовании во Франции (выношу из комментов)

Я преподаю математику во французском университете, а потому несколько раз в год должна отвечать на один и тот же вопрос: имеют ли отношение к истине десятилетиями гуляющие по сети апокалиптические тексты про французское математическое образование?

Пожалуй, вынесу из комментов и отвечу раз и навсегда, чтобы потом только давать ссылочку.

1. Основной вопрос: правда ли, что уровень французских университетов такой ужасный.


Пункт первый: французские университеты не являются лучшими французскими вузами. Университет во Франции - это примерно аналог пединститута, а супер-пупер-элита идет в grandes écoles, Высшие школы. Эти Высшие школы находятся среди лучших мировых заведений - хотя и не на самом верху, условный MIT таки лучше.

Пункт второй: французские университеты нескрываемо служат средством снижения молодежной безработицы. В них нет вступительных экзаменов, пойти учиться может любой, получивший аттестат зрелости, а аттестат зрелости получает 90% всех школьников. Соответственно, в систему встроен тот факт, что закончат трехлетнее обучение не больше 30% начавших, обычно меньше. Остальные приятно проводят время, учатся жизни и занимаются всяческой социализацией. Лучше так, чем в подворотнях курить бамбук. Это, повторяю, сознательная государственная политика. Соответственно, что в группе первокурсников попадаются люди сколь угодно высокого уровня неграмотности - правда. Но правда и то, что они неизбежно вылетают, а до конца доходят абсолютно вменяемые будущие профессионалы: учителя средних школ, программисты и т.д.

Пункт третий, специфический для образования математического. В стране, увы, с подачи массовой культуры сформировался четкий образ математики как ужасно непонятного предмета. Средний школьник математики боится и поэтому не знает, и возник некий коллапс: сколь ни упрощай программу, ситуация в этом смысле не улучшается. Это существующая проблема среднего образования, абсолютно психологическая по природе. Когда во всей классической детской литературе контрольная по арифметике - главное пугало, непонятно, какие действия преподавателей или составителей программы могут развеять этот стереотип. В результате этого порочного круга идти в школьные учителя математики - не очень привлекательная карьера, и математические факультеты средних вузов не переполнены. Но в вузах ситуация отчасти компенсируется иностранными студентами, каковых у меня, например, около половины, они пашут и очень меня радуют.

2. А что творится в Гранд-Эколях?

Говорят, что туда трудно поступить - суровые экзамены, перед которыми нужны два-три года существующих независимо подготовительных курсов - и трудно учиться, очень большая нагрузка. Об уровне главного заведения, выпускающего будущих математиков, Ecole normale supérieure (Высшей нормальной школы) я могу судить по ее выпускникам, своим коллегам. Изумительные коллеги, ну то есть разные, конечно, но в том числе гении и живые классики. Французская математическая школа при всем вышеописанном живет, процветает и не жалуется на недостаток прибывающих талантов.

3. Ну а школьное-то образование? Ну оно-то точно должно быть ужасным?

У школьного образования есть свои проблемы, отчасти описанные выше. При этом на уровне начальной школы программы более или менее адекватные: ну, у меня есть к ним претензии, но их точно не назовешь слабыми. Откровенно слабая математическая программа в коллеже (это уровень с пятого по восьмой класс по нашим меркам). В лицее, то есть в выпускных классах школы, учеников делят на классы разных специализаций, так вот в естественнонаучных классах программы очень даже серьезные. Ну, мои дети там еще не учились, так что тут я не эксперт.

Так или иначе, всем желающим поругать школьную французскую программу по математике я предлагаю один простой факт: в тестах PISA на бытовые математические навыки французские школьники выступают стабильно лучше российских.

Да, нету супер-развитой системы работы с талантами: что-то коллеги делают, организуют конкурсы и немножко кружков, но это не российская олимпиадная система, а нечто на порядок менее мощное и, имхо, гораздо менее разнообразное. Но на среднем бытовом уровне знания математики у русских и французов абсолютно сравнимы - с некоторым преимуществом в пользу французов.

Итого: уровень математических навыков среднего француза точно не хуже, чем у среднего русского. Уровень лучших французских математиков - это высший уровень, который вообще бывает. Так какую же часть французской системы математического образования мы с вами имеем право поносить?

Ответ - любую, конечно же, совершенно любую, люди вообще имеют право обсуждать что угодно. Но не стоит игнорировать факты, а факты вот какие: во Франции все работает в результате совершенно не хуже, чем в России. Французы сами любят ворчать на то, как у них все устроено, потому что это вообще часть нормальной жизни, думать о том, как можно было бы все сделать лучше. Так вот улучшить можно много что и много где, а бухтеть о других на уровне "ну тупыыые" не надо практически никогда. В этом случае уж точно.
Tags: faq, образование, работа, франция
Subscribe

  • (no subject)

    UPD. Спасибо, проблема решена. Уважаемые коллеги, нет ли у кого-нибудь подписки на International Journal of Foundations of Computer Science? Мне бы…

  • Натурализация, пост седьмой и последний

    Через три года после получения французских документов и два с половиной года после предыдущих бюрократических новостей я наконец могу закончить сагу…

  • (no subject)

    Хожу по конференции по теории чисел, пытаю умных людей вопросом, никто сходу ответить не может - и ссылки дать тоже. Одна надежда на френдов.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 48 comments

  • (no subject)

    UPD. Спасибо, проблема решена. Уважаемые коллеги, нет ли у кого-нибудь подписки на International Journal of Foundations of Computer Science? Мне бы…

  • Натурализация, пост седьмой и последний

    Через три года после получения французских документов и два с половиной года после предыдущих бюрократических новостей я наконец могу закончить сагу…

  • (no subject)

    Хожу по конференции по теории чисел, пытаю умных людей вопросом, никто сходу ответить не может - и ссылки дать тоже. Одна надежда на френдов.…